Вівторок, 12.12.2017, 13:00
Вітаю Вас Гість | RSS
Б о р і т е с я - п о б о р е т е !
Форма входу
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Ми будемо щиро Вам вдячні, якщо Ви встановите нашу кнопку в себе на сайті:

Антакорупційний сайт


Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання

Новини та події

Головна » Статті » Наші новини

Антикоррупционные законы- первый шаг долгого пути!

Это Закон о предотвращении коррупции (№5113), “О Национальном антикоррупционном бюро Украины” (№5085), Закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодоприобретателем юридических лиц и публичных деятелей (№5114), Закон об основах государственной антикоррупционной политики в Украине на 2014 — 2017 годы (№4284). Первые два закона создают новые органы по борьбе с коррупцией — Национальную комиссию по вопросам предотвращения коррупции и Национальное антикоррупционное бюро. Именно эти два закона претерпели больше всего изменений первоначального варианта, проголосованного в первом чтении 7 октября.

Антикоррупционное бюро.

Основа данного закона была подготовлена еще в 2012 году. Этой весной народные депутаты ее доработали и подали в Раду. Летом законопроект находился в Кабмине, а уже оттуда “перекочевал” в Администрацию президента и в конце августа был подан от Петра Порошенко. Следует указать, что во время доработки документа каждый орган власти хотел его выписать под себя. Ключевым в этом плане было назначение главы Антикоррупционного бюро. Согласно президентскому законопроекту, главу Бюро выбирала конкурсная комиссия, а утверждал его Президент. Но после продолжительных доработок документа была уменьшена роль президента в назначении руководителя бюро. В цепочку принятия решений добавилась Верховная Рада, которой Президент должен будет подавать кандидатуру на рассмотрение. Также парламент сможет высказывать недоверие главе Антикоррупционного бюро 150 голосами. Понятно, что при таких условиях мы не можем говорить о политической независимости, и есть шанс встретиться с уже хорошо известной практикой — меняется парламентское большинство — ожидай новых назначений. Ранее работающие над законопроектом эксперты указывали, что высокая зарплата сотрудников НАБ (18-60 тыс. грн.) будет мотивацией для честной работы. Но в принятом сегодня законе указана норма — размер зарплаты будет “в соответствии с возможностями бюджетных ресурсов”. Следует обратить внимание на еще одну одиозную поправку. “Отныне, сотрудник бюро может получить любую информацию только по решению суда. Но если, например, ведется дело по прокурору, то разрешение на обыск нужно направлять в Апелляционный суд. Понятное дело, что судья обязательно сообщит об этом прокурору, потому что они работают в тандеме. Поэтому, пока мы не реформируем судебную ветвь власти об эффективности работы Бюро можно забыть. Поскольку все будет упираться в коррупционности судебной системы. Нацкомиссия по вопросам предотвращения коррупции. Кабинет министров создал свой орган по борьбе с коррупцией, основная цель которого — превентивные мероприятия и проверка деклараций. Но эксперты указывают, что уже существует превентивный орган — институт правительственного уполномоченного по вопросам борьбы с коррупцией. Большинство его функций фактически дублируются в принятом сегодня законе о нацкомиссии. К тому же этот закон делает абсолютно “сенсационную” правку: отныне председатели областных, городских и поселковых советов могут иметь в своем прямом подчинении собственных родственников, и это уже не будет конфликтом интересов. Это полная бессмыслица! Также будет ликвидирован институт уполномоченных подразделений по предотвращению коррупции, созданный при каждом органе исполнительной власти. А именно этот институт уполномоченных очень поддерживали коллеги из США.

Антикоррупционная стратегия.

Премьер Арсений Яценюк получил закон, в котором на 28 страницах прописаны общие фразы и намерения о том, как должны бороться с коррупцией в Украине. Этот документ эксперты называют нонсенсом в мировой практике, когда стратегия получила вид закона. С одной стороны эксперты говорят, что факт участия в принятии закона трех ветвей власти (правительство подавало, Верховная Рада голосовала, а президент подписывал) автоматически призывает их к коллективной ответственности. С другой стороны, в нашей стране действует принцип — если ответственны все, значит, по факту никто не будет отвечать. Закон об определении конечных выгодоприобретателей. Арсений Яценюк не скрывал радости после принятия этого закона. “Офшорная эра в Украине завершилась. Теперь все чиновники будут как на ладони!”, — сразу же начал пугать коррупционеров премьер-министр. С принятие данного закона исполнительная власть получает неплохой рычаг давления на нечестных на руку госслужащих и их компании. Ведь теперь компании, участвующие в государственных тендерах, будут обязаны предоставлять всю информацию о конечных владельцах своих предприятий. Но это еще не все антикоррупционные инициативы. Еще 10 октября Арсений Яценюк анонсировал создание в Государственной фискальной службе департамента, который будет проверять доходы всех чиновников, судей, прокуроров. Также Фискальная служба должна будет мониторить и проверять декларации чиновников. Так что это будет серьезный инструмент применения закона о конечных выгодоприобретателях. Чтобы полностью закрыть тему антикоррупционных органов, Петр Порошенко выдал Указ о создании Национального совета по вопросам антикоррупционной политики как консультативно-совещательного органа при Президенте. Этот Нацсовет будет иметь консультационные полномочия: готовить главе государства предложения по совершенствованию антикоррупционной стратегии, осуществлять анализ предотвращения и противодействия коррупции, эффективности реализации антикоррупционной стратегии… Принятые сегодня законы требуют приведения нормативно-правовых актов в соответствие с ними. Для этого правительство имеет три месяца со дня опубликования законов. Таким образом, не следует ожидать практического действия антикоррупционных законов с 1 января 2015 года. Важно то, как эти законы будут отражены в подзаконных актах Кабинета министров, распоряжениях местных органов власти и т.д. Открытым остается и вопрос о том, насколько властные структуры будут мотивированы выполнять принятые инициативы. Какие органы борются с коррупцией в Украине? Закон “О национальном антикоррупционном бюро”: Антикоррупционное бюро будет заниматься только коррупцией высокопоставленных должностных лиц и не будет иметь дело с коррупцией мелких чиновников. Бюро будет контролироваться Верховной Радой. В законе предусмотрены более жестокие, по сравнению с предыдущей версией законопроекта, квалификационные требования к руководителю антикоррупционного бюро. Директор этого бюро должен иметь высшее юридическое образование, стаж работы по специальности 10 лет и 5 лет работы на руководящих должностях. Он назначается президентом Украины при согласии Верховной Рады по представлению конкурсной комиссии. Закон предусматривает, что Верховная Рада может высказать недоверие руководителю антикоррупционного бюро. Для этого нужно собрать 150 подписей, и тогда данный вопрос можно инициировать. Конкурсная комиссия предлагает президенту на должность руководителя антикоррупционного бюро трех кандидатов, президент выбирает одного из трех кандидатов и подает представление в Верховную Раду. Если первая кандидатура не поддерживается парламентом, то президент предлагает вторую кандидатуру, которая была в трех конкурсных. В случае, если и эта кандидатура не проходит в парламенте, то президент предлагает третью кандидатуру из предложенных конкурсной комиссией. Если же ни одна из трех кандидатур на должность руководителя антикоррупционного бюро в парламенте не поддержана, то объявляется новый конкурс. Все работники антикоррупционного бюро должны пройти проверку в соответствии с законом об очищении власти. Закон также предлагает определять уровень зарплаты работникам бюро в соответствии с возможностями бюджетных ресурсов. Работать в новосозданном органе будут 700 сотрудников в 7 представительствах. Национальное бюро является государственным правоохранительным органом, на который возлагается предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие уголовных преступлений, отнесенных к его компетенции. Антикоррупционное бюро проводит: — оперативно-розыскные мероприятия по раскрытию криминальных правонарушений; — досудебное расследование правонарушений, которые входят в его компетенцию; — проверку на добропорядочность чиновников; — розыск и арест средств и другого имущества, которые могут быть предметом конфискации или специальной конфискации в определенных уголовных правонарушениях. - информационно-аналитическую работу с целью выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению уголовных правонарушений, отнесенных к подследственности Национального бюро; — специальную проверку лиц, претендующих на должность в госслужбе. Также бюро обеспечивает личную безопасность своих сотрудников и других определенных законом лиц.

Закон о предотвращении коррупции (№5113) Закон определяет правовые и организационные основы функционирования системы предотвращения коррупции в Украине, содержание и порядок применения превентивных антикоррупционных механизмов, правила по устранению последствий коррупционных правонарушений. К этому документу после первого голосования было внесено 250 правок и половина из них была учтена. Данным законом создается Национальная комиссия по вопросам предотвращения коррупции, которая является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, который обеспечивает формирование и реализацию государственной антикоррупционной политики. Нацкомиссия, в состав которой входит 5 членов, будет ответственна перед парламентом и подотчетна Кабинету Министров. Члены комиссии назначаются на должность правительством сроком на 4 года по результатам конкурса. При этом в состав конкурсной комиссии будут входить: представитель профильного комитета Рады, представитель президента, представитель Кабмина, руководитель центрального органа власти по вопросам государственной службы и 4 представителя общественности. Функциональные обязанности Нацкомиссии: — контроль и проверка деклараций чиновников, мониторинг способа жизни, ведение единого госреестра их деклараций (в открытом доступе), а также реестра совершивших коррупционные нарушения; — утверждение правил этического поведения госслужащих и должностных лиц местного самоуправления; — вносит предоставление на назначение в органы власти уполномоченных по предотвращению коррупции; — анализ общей ситуации по борьбе с коррупцией, разработка проектов госпрограмм и антикоррупционной стратегии, — мониторинг и контроль за действиями чиновников, урегулирование конфликтов интересов. Что важно, Нацкомиссия при выявлении нарушений вносит руководителю соответствующего органа предписание по устранению нарушения, которое является обязательным к исполнению. Закон “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодоприобретателей юридических лиц и публичных деятелей” (№5114) Согласно закону, предприятия обязаны установить своего конечного выгодоприобретателя (конкретное физлицо), а в случае неподачи госреерстру данной информации, предусмотрено реальное наказание в виде штрафа в 17-34 тыс. грн или общественных работ). Простые граждане смогут получить информацию о реальных владельцах только по объекту недвижимого имущества, а должностные лица и правоохранители смогут получить данные по всему имуществу конкретного субъекта. То есть, физлица смогут узнать собственников конкретной квартиры, но не все имущество определенного политика. Министерство юстиции, по словам его главы Павла Петренко, готово раскрыть такие реестры в течение месяца.

Закон об основах антикоррупционной политики в Украине (антикоррупционной стратегии) на 2014-2017 гг. (№4284а). Антикоррупционная стратегия задает направление борьбы с коррупцией: принять ряд законов, создать спецорганы, внедрить рекомендации международных организаций… Закон предполагает создание специального уполномоченного органа по противодействию коррупции, который и будет ответственным за меры по формированию и реализации антикоррупционной политики. Предусматривается также создание прозрачных основ финансирования проведения выборов, деятельности политических партий, устранение коррупционных рисков в деятельности выборных органов, усиление общественного контроля над их деятельностью. Планируется также создать институт бизнес-омбудсмена, который будет представлять интересы бизнеса в правительстве. Синхронно с реформированием системы государственной службы должно происходить и урегулирование проблемы конфликта интересов, прозрачности доходов и расходов публичных служащих. Стратегия предусматривает приведение в порядок оплаты чиновников: отменить (значительно ограничить премии) одновременно повысив уровень должностных окладов. Планируется внести изменения в Конституцию Украины и законодательные акты, направленные на реформирование судоустройства, статуса судей и прокуратуры на основе европейских стандартов. Предусмотрено ограничение объема судейского иммунитета, определены особенностей проведения проверки кандидатов на должность судьи, обнародование и мониторинг достоверности деклараций о доходах судей, а также ограничение полномочий прокуратуры сферой уголовной юстиции. Кроме того, должна быть создана местная милиция (полиция) и специальный уполномоченный орган по вопросам выявления и расследования коррупционных деяний, а также внесение изменений в Уголовный кодекс Украины, определяющих понятие и перечень коррупционных преступлений. 
Автор: Мизрах Игорь Аркадьевичhttp://ord-ua.com/2014/10/15/mizrah-igor-antikorruptsionnyie-zakonyi-pervyij-shag-dolgogo-puti/?lpage=1 

Категорія: Наші новини | Додав: zoro (15.10.2014)
Переглядів: 473 | Рейтинг: 1.0/1
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Друзі сайту

 Вінницька обласна організація Спілки офіцерів України



Громадська Рада при УМВС України у Вінницькій області









Бершадь в інтернеті